Рубрика «Мысли ТОПа»
Сергей, Исполнительный директор:
«Человеческое сознание устроено таким образом, что ему гораздо проще работать со средними показателями, чем с их отклонениями (как в меньшую, так и в большей сторону).
Что касается сотрудников, то здесь всё аналогично – для среднего сотрудника есть должностные инструкции и средние нормативы, есть средняя оплата труда. А также руководителю понятно, что делать с отстающими сотрудниками: их надо увольнять либо переводить на другие работы, более подходящие им.
Но что делать, если у вас в отделе заводится звёздный сотрудник? И нужно ли стремиться к тому, чтобы таких звёздных сотрудников было много?
Тут мнения руководителей начинают расходиться, потому что кому-то звёздные сотрудники вообще не нравятся, так как что они отличаются от понятного среднего, а кому-то как раз кажется, что все сотрудники должны быть звёздами, и тогда с таким отделом будет очень удобно достигать высоких результатов.
Но мой опыт и литература про менеджмент говорит следующее:
1. Звездных сотрудников не бывает много. Обычно это один-два человека на отдел.
2. Звездный сотрудник будет делать в два-три раза больше, чем средний сотрудник. Но при этом мы понимаем, что такой сотрудник будет требовать себе большего, как в уровне оплаты труда и бонусов, так и в плане меньшего контроля и более лояльного отношения.
И тут у разных менеджеров начинаются расхождения. Кто-то категорически не приемлет таких исключений. И говорит, что такому сотруднику не место в отделе, и пусть он идёт себе ищет другого руководителя. А мне такой подход не кажется правильным, потому что мы теряем реально золотую рыбку.
В данном случае можно и нужно использовать такого золотого сотрудника как пример для подражания для других подчинённых. И можно использовать эти запросы на большую зарплату и большую свободу, как пример для других специалистов: будут работать в два-три раза эффективнее –> также смогут больше зарабатывать, испытывать меньше контроля со стороны руководителя.
При этом нужно сразу в постановке правил работы с таким выдающимся сотрудником обговорить красные линии, за которое он не должен переходить в поисках своей свободы. То есть чтобы не было прогулов, чтобы не было противоречий с руководителем, чтобы не было хамства либо непозволительного другого отношение к клиентам. В общем, золотой сотрудник должен быть примером, к которому должны стремиться все остальные подчинённые. Но никак не должен становиться антипримером либо примером разрушения всех корпоративных стандартов.
3. Также с таким золотым сотрудником, в принципе как и с любым другим подающим надежды, нужно проводить беседы относительно его карьерных устремлений. В моей практике были люди, кто, понимая свою исключительность на данный позиции, не стремился при этом становиться руководителем, не стремился выбиваться из коллектива или увольняться, и работал в этой позиции буквально десятилетиями. Все это время такие сотрудники зарабатывали в разы больше, чем обычный средний специалист, чувствовали себя в своей зоне комфорта, продолжали приносить несоизмеримо большую пользу компании.