Метод оценки «360 градусов» - один из старожилов среди различных инструментов оценки персонала, при этом по-прежнему не теряющий своей популярности и востребованности)))
Оценка 360 градусов - это метод оценки деловых/профессиональных качеств сотрудника через опрос его делового окружения. Этим методом особенно хорошо диагностировать уровень развития именно soft skills.
Как правило, в опросе принимают участие: - коллеги оцениваемого сотрудника (сотрудники того же отдела)
- непосредственный руководитель
- подчиненные (если они есть)
- внутренние партнеры - сотрудники кросс-функциональных подразделений, с которыми взаимодействует оцениваемый
- внешние партнеры и клиенты (не всегда)
- сам сотрудник (для самооценки и дальнейшего сопоставления восприятия себя с восприятием со стороны)
Оценка 360 градусов по своему содержанию очень гибкая, вариативная (что является еще одним ее весомым плюсом). Нет однозначно сформулированных вопросов, как в тестировании. Пул вопросов формулируется под конкретную задачу, цель.
Также и шкала ответов может быть настроена гибко - это могут быть ответы "Да/Нет", шкала ответов от "никогда" до "всегда" или шкала баллов.
Если компания хочет оценить, например, степень развития навыков тайм-менеджмента, то вопросы могут быть такими:
- Справляется ли с задачами в срок?
- Выполняет ли задания в полном объёме?
- Выполняет задачу в последний момент? и т.д.
А вот еще примеры утверждений, которые вас просят оценить- Берет ответственность на себя, не сваливает вину на других
- Умеет эффективно действовать в условиях неопределенности
- Стремится достичь и/или превзойти поставленные цели
- Регулярно проявляет инициативу, вносит рационализаторские предложения
- Умеет концентрироваться на задаче, внимателен к мелочам
- В стрессовой ситуации не теряет самообладание и работоспособность, ищет и находит решения
- Аккуратен в работе с информацией, опирается на факты, а не на эмоциональные ощущения, не манипулирует фактами
- Проявляет дружелюбие и конструктив при общении с коллегами
- При возникновении спорной ситуации концентрируется на ее решении, а не на проблеме и поиске виноватых
Есть ли ситуации (типы деятельности/подразделений), где не имеет смысла внедрение оценки 360 или аналогов?Сам по себе инструмент прекрасен, обратная связь - необходимое условие для роста всех людей.
Другое дело, что люди, участвующие в Оценке 360, могут иногда специально давать неверную ОС. Человеку кажется, что если он даст про руководителя негативную обратную связь, то это принесет ему (сотруднику) потом проблемы в работе. Или бывает когда руководители дают консервативную/ сдержанную оценку своим сотрудникам - они боятся, что сотрудник уйдет, и надо будет нового искать.
Конечно, некорректная информация в Оценке 360 тормозит и того, кто дает обратную связь, и того, кто ее получает, и всю компанию.
Если проблема в неправильной реализации оценки 360, нужно поставить вопрос о внедрении правильной культуры, которая позволит людям эффективно использовать этот инструмент.
Важно всем рассказать, почему важен этот инструмент, почему важно быть честным в своих ответах. И может пройти несколько лет для окончательного внедрения культуры честности (если речь идет о крупной компании).
А еще может быть проблема в том, что у разных людей разные определения в голове и разное представление, какие баллы за что нужно ставить другим людям. Это решается путем калибровки - вы пишите рядом с каждым вопросом определения тех слов, которые могут иметь разную интерпретацию.
А еще бывает, что ты работаешь и делаешь все хорошо вроде как, а людям это не видно. Они ставят вам оценку только исходя из ограниченной информации о вас, но на то это оценка и 360, что должны ОС дать больше людей.
Итого: локально где-то может страдать реализация, но это не значит, что нужно избавляться от этого инструмента оценки. Надо просто откалибровать его, чтобы была лучше точность.