КАКОЙ У ВАС ГРАФИК РАБОТЫ?
— Супер гибкий график. Здесь большинство менеджеров начинают работать очень рано, с 7 утра.
Директор всей Америки (Северной и Южной) начинает рабочий день в 6 утра, но и закончить она может в 15:00.
На 18:00 у нас никто рабочих звонков не назначает)))
КОЛЛЕГИ В АМЕРИКЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ РОССИЙСКИХ КОЛЛЕГ?
— Да, точно.
1. В Америке лучше планируют. У них меньше ситуаций из серии: "Срочно!!!! За 15 минут сделай мне это!". Такое бывает, конечно, но очень редко. А в России это было довольно часто и нормально. В Америке, если мне пишут за 2 дня, то, можно сказать, что это срочно, они даже извиняются. Может создаться ощущение, что тут работы меньше, но на самом деле просто все лучше спланировано и распределено.
2. В Америке очень сильная культура благодарения.
У нас и в московском офисе есть такая культура - часто и много благодарить друг друга. Но здесь у них еще больше. Я, например, просто выполню свою работу, а они мне пишут: "You rock, you are amazing! Thank you!".
У нас есть специальный корпоративный портал для благодарностей, там можно отправить Thank you award. Тебе приходит автоматическое письмо, что тебе выразили благодарность, и все эти благодарности хранятся в определенном месте: сколько мне прислали и сколько я выслала. Даже можно деньги прикрепить к этим письмам: один раз мне прислали 50$, другой раз 100$.
3. Во время рабочих встреч в Америке совершенно нормально сначала поговорить о собаке, погоде и детях. В московском офисе - сразу к делу.
КАК ТЕБЕ УДАЛОСЬ ПОЛУЧИТЬ ДОЛЖНОСТЬ В США?
— Все началось в 2016 году, когда я прошла стажировку внутри компании. У нас в компании было около 100 вакансий-стажировок (это означает, что ты работаешь на своей основной должности + работаешь бесплатно на второй должности), стажировка была онлайн, так я работала полгода.
Я проявила инициативу и приехала в Америку за свой счет: познакомилась с коллегами, у которых стажировалась. А после стажировки еще несколько раз им писала и предлагала свою бесплатную помощь.
Когда у них открывалась вакансия, они поняли, что я идеально им подхожу, так как делала именно те же функции, что и в России (у нас в компании так устроено: ты можешь работать хоть в Африке, хоть в США, хоть в Италии - у тебя те же процессы, ты легко переходишь на аналогичную функцию в другой стране). 2 года я работала на них удаленно (из России), а потом переехала (у них ставка в США открылась в декабре, и нужно было срочно найти человека до Нового Года).
Я опытный специалист, для них легче было меня взять, чем обучать нового сотрудника, несмотря на то, что им нужно было еще оплачивать трансфер. Вот такое удачное стечение обстоятельств.
А СКОЛЬКО СТОИЛ ТРАНСФЕР?
— Трансфер стоил 32 тысячи долларов. Я считаю, что это большая переплата. Но это из-за длинной цепочки подрядчиков.
А ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРАНСФЕР?
— Авиабилеты, сборка всех моих вещей (ко мне домой пришли 2 человека, которые упаковали все мои вещи, всю посуду), перевозка этих вещей, оформление таможенных документов на перевозку.
Но самое главное - процесс оформления визы. У них есть специальная компания, которая занимается помощью в иммиграции сотрудников.
Еще туда входила оплата первого месяца проживания в США в отеле, 1 месяц аренды автомобиля, дали 3 тысячи долларов на всякий случай, чтобы я чувствовала себя комфортно. Из этих денег 1,5 тысячи я потратила по незнанию, просто переплатила.
КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РУКОВОДИТЕЛЕМ И ПОДЧИНЕННЫМ В США? ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ АНАЛОГИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ?
— Я работаю в международной корпорации, и культура в компании в любой стране мира примерно одинакова. Поэтому сильно большой разницы нет между отношениями в московском офисе и отношениями в американском офисе. Очень доброжелательно в целом, вежливо, уважительно.
Но я бы сказала, что в московском офисе руководитель считает себя в праве требовать выполнения заданий (что нормально).
В США руководитель не требует, а просит, и делает это в какой-то непередаваемой уважительной и даже почтительной манере. С большим уважением относится ко времени и труду сотрудника. У меня сложилось впечатление, что руководитель в США больше воспринимает сам себя не как начальника, а как администратора, который должен создать идеальные условия (в плане времени, ресурсов, бюджетов) для своих сотрудников и который отвечает за документооборот (отпуска, больничные, оформление).
А МНОГО В ВАШЕМ ОФИСЕ РАБОТАЕТ НЕ АМЕРИКАНЦЕВ? В РОССИИ ПОЧТИ ВСЕ КОРЕННЫЕ РОССИЯНЕ. А КАК С ЭТИМ В США?
— Офис в США лишь отражает то, что происходит вообще в США как стране.
США – это «понаехали тут», здесь очень много людей из Индии, Венесуэлы, Мексики, Пуэрто Рико, Бразилии, Пакистана, Китая, Индонезии, Тайваня. Это приехавшие либо в первом, либо во втором и третьем поколениях.
ТЫ СЧАСТЛИВА? РАДА, ЧТО ПЕРЕЕХАЛА? ЧТО ЭТО ТЕБЕ ДАЛО?
— Я была вполне счастлива и в Москве.
Москва – невероятно удобный город для жизни, 24 часа работает много магазинов, всегда можно купить/заказать все, что угодно.
Интернет-провайдеров очень много в Москве, и в одном доме ты можешь поставить себе интернет от нескольких провайдеров. А в США с интернетом большие проблемы. Очень часто перебои с интернетом. Слабый интернет в каком-то районе города – нормальная вещь.
В Москве очень развиты спортивные тренировки для взрослых, можно заниматься теннисом, баскетболом, волейболом и другими видами спорта. Здесь в США этого я не вижу, по крайней мере в моем городе. Для детей – много тренировок, а для взрослых – нет.
У переезда есть ряд плюсов и ряд минусов. Серьезным плюсом является то, что я получаю зарплату в твердой валюте. И, в целом, поработать в США и вообще за рубежом, это уникальный опыт, и я рада, что в моей жизни он случился.