Какую форму выбрать, каждая компания решает индивидуально, руководствуясь корпоративными принципами целесообразности. Например, наверное, мало смысла в выделении наставника в небольшой компании, где работает менее 20 человек и все функции и люди и так на виду )))
Другое дело, крупная по численности или сложная по структуре компания, где наставник нужен обязательно, чтобы человек "не потерялся" в массе информации, которая и так на него свалится в первые рабочие дни.
Еще одни вопрос о наставничестве в период адаптации - это как долго нужно такое сопровождение?
Тут ситуация может разниться:
— если речь идет о новичке с профессиональной точки зрения (например, вчерашнем студенте), то, конечно, ему понадобится больше времени и внимания наставника, на которого, по сути, возлагается практическое обучение выполнения работы;
— если человек опытный, то наставник будет ему нужен непродолжительный период - ему нужно просто понять специфику конкретной компании или функции.
Продвинутые компании имеют отдельную задачу по подготовке наставников, имеют базу сотрудников, которые уже зарекомендовали себя как способные тренеры на местах.
Если в компании выстроена система карьерного планирования, построения кадрового резерва, то у специалиста может появиться ментор в рамках освоения какой-то компетенции на его карьерном треке.
Кто будет этим наставником целиком и полностью зависит от того, чему и для чего учат сотрудника. Иногда это может быть и внешний консультант.
Чаще всего сотрудник, который назначается наставником, получает денежное вознаграждение за эту функцию. В разных компаниях сумма бонуса может быть от 10-15% от месячной заработной платы.
Конечно, есть компании, в которых трудозатраты наставника никак не оплачиваются.
Однако, на наш взгляд, более здоровым решением все же будет оплатить работу - все же сотрудник тратит свое время на новичка, отвлекаясь от своих задач (а их никто не отменял!) и делится личными фишками и наработками.
Второй момент это истории состоит в том, что если вы платите наставнику, то имеет фактическое и моральное право спросить с него за качество адаптации новичка.
А если работа наставника факультативна, то и спрашивать особо не за что!
А с какими вариантами наставничества встречались вы в своих компаниях? Может быть наставник - это вы?