-1-
Специфичность IT как отрасли
Мало того, что IT-cфера в России все же еще достаточно молода, так еще в ней очень много специфики.
Есть программисты, есть архитекторы, есть консультанты - неподготовленному человеку трудно понять разницу (а она огромна!)
Много языков, на которых пишут код (SQL, C++, Java) - навыки одного программиста могут совершенно никак не быть полезны компании, если он работает не в том тех.стеке.
Вот и получается, что рекрутер обязан понимать разницу, разбираться в особенностях самих технологий, знать, что в опыте кандидата точно "нет", а что достаточно близко к профилю и, например, не займет много времени на переобучение/переквалификацию.
-2-
Узкий рынок — мало кандидатов
Сама популяция айтишников очень небольшая, отрасль только набирает обороты. На них сейчас бешеный ажиотаж, спрос многократно превышает предложение. Их практически нет в широко известных источниках, например, на том же HH.
IT-рекрутерам очень тяжело и сложно, они локтями на рынке толкаются друг с другом.
Эти рекрутеры знают площадки, где обитают айтишники. Часто они задействуют на порядок больше источников поиска и ищут новые пути выхода на кандидатов.
В плане ресеча их компетенции очень высоки!
Опыт HR:
"Мне однажды довелось побывать на собеседовании на вакансию IT-рекрутера.
Одним из первых вопросов был: "Есть ли у Вас опыт анализа научных статей?"
Вопрос удивил и поставил в тупик - лишь много позже мне знакомая из IT объяснила, что рекрутеры мониторят крупнейшие конференции и публикации команд разработок и потом ищут выходы на авторов этих публикаций".
Кроме того, сейчас явно проявилось, что айтишники могут работать на фрилансе, на удаленке, часто фрилансят на несколько компаний.
Это тоже определенная сложность для рекрутера, потому что любая компания хочет, чтобы человек работал только на нее, был полностью погружен в ее задачи и не смотрел на сторону.
Опыт HR:
"У нас был такой момент, когда мы вроде как нашли и договорились с девочкой.
Только при оформлении выяснилось, что она не уволилась и хотела работать на 2 компании, хотя мы готовы были ее взять только при условии, что она работает только с нами. Запускался большой проект, и человек был нужен на постоянку. Оффер пришлось отзывать."
Рекрутеру нужно быть максимально внимательным, уметь задавать правильные вопросы и очень правильным образом, чтобы действительно получить достоверную информацию о кандидате, его планах, вероятных подводных камнях.
-3-
Особенности общения с айтишниками
Айтишники и сами по себе достаточно своеобразные ребята, IT-рекрутеры вынуждены играть по их правилам и в рамках их условий. С другими специалистами чуть попроще,но не намного.
Поэтому еще точно можно сказать, что экспертиза IT- рекрутеров в хантинге действительно сильнее! Айтишников мало, на всех их не хватает, поэтому HRы всяческими изощренными способами их выманивают.
Большая сложность еще в том, что IT-специалисты "перекормлены" деньгами, они очень капризные, поэтому рекрутерам (и компаниям в целом) приходится им предлагать совершенно умопомрачительные условия!
Опыт HR:
"Моя знакомая долгое время работала в IT-компании, которая занималась какой-то эксклюзивной разработкой.
Так, по ее рассказам, она уже не помнит, когда вакансия закрывалась бы не хантингом и не с баснословным оффером.
Ну и конечно, компания дает кучу плюшек сверху, классика жанра - чай-ватрушки, тапочки в офисе, настольный хоккей и иже с ним в комнате для релакса…"
Все эти моменты, безусловно, требуют, чтобы человек, который будет заниматься поиском и привлечением в компанию специалистов обладал очень сильными компетенциями во всех аспектах рекрутмента, а также обладал определенным складом характера - ищущим, неспокойным в хорошем смысле слова, с одной стороны, и очень морально устойчивым - с другой.
Платят IT-рекрутерам тоже по-разному:
– Есть ребята, которым платят от 120 до 150 тыс. рублей фиксировано (по Москве).
– Есть те, кому платят процент за каждого подобранного кандидата.
В целом они хорошо зарабатывают, особенно те, кто знает площадки и имеет свою базу контактов. Они могут получать и 200, и 250 тыс. и чаще работают на проценте.