Человек со здоровой самооценкой способен выдерживать критику, не воспринимая это как нападки на себя, а воспринимая конструктивно. У него есть ресурс для этого. У человека с низкой самооценкой просто не хватит ресурса, чтобы переварить какую-то конструктивную критику, даже в очень мягкой форме. А на работе без этого никуда, тебе всё равно будут давать обратную связь, хочешь ты этого или нет, это часть рабочего процесса. Поэтому адекватная (не заниженная) самооценка важна для продуктивной работы.☝
Самооценка человека может перенестись и на его коммуникацию. Он может быть не сильно уверен не только в себе, но и в своем продукте. И когда он действует от лица компании, когда он представляет продукт компании, он может звучать неуверенно (и это может сильно повлиять на продажи, например).
Здоровая самооценка делает человека способным к развитию в профессии. Это очень важная тема. Когда ты понимаешь, что ты достоин, что ты занимаешься правильным делом, что ты на своём месте, у тебя нет синдрома самозванца - у тебя появляется энергия, необходимая для выполнения задач.
Поэтому здоровая самооценка влияет на результат.
Казалось бы, слово самооценка означает, что человек сам себя оценивает. Но на практике оказывается по-другому. Самооценка людей в итоге очень сильно зависит от оценок окружающих, от предыдущих достижений (и как эти достижения оценивают окружающие).
Поэтому путь формирования высокой самооценки — ежедневное внимание к тому, что ты делаешь и как ты с этим справляешься. Люди с низкой самооценкой часто недооценивают свои результаты, они просто не видят их или сравнивают себя с кем-то не в свою пользу.
Я как работодатель не осознавала, что человек постоянно находится в этом стрессе. У работодателя есть некая сила, которую очень важно осознавать. Не для того, чтобы этим пользоваться, а наоборот, чтобы случайно не злоупотребить. Если ты осознаёшь остроту переживаний работников, то нужно быть аккуратнее с их чувствами, потому что чувства людей вводят в нересурсное состояние (если их задевать).
Ещё очень важно знать руководителям: если ты с угрюмым лицом приходишь в офис, то каждый сотрудник думает, что твоё угрюмое лицо из-за него и что он что-то не сделал. А ты, возможно, вообще со своей супругой поссорился, и это не имеет отношения к работе. Но все будут считывать твоё настроение. Поэтому очень важно демонстрировать людям позитивный настрой, чтобы они не считывали эти вибрации на свой счёт, чтобы это не подрывало их ресурсность.
И здесь, конечно, здоровая самооценка помогает. Чем более здоровая самооценка у человека, тем меньше шансов, что он твоё угрюмое лицо примет на свой счёт. А если низкая самооценка, то очень вероятно, что это подорвет ресурсность сотрудника».
Если человек переживает, что его уволят, то он не может нормально работать. Если он переживает, что он плохо справляется, что у него не получается и все на него смотрят, то это только вызывает ещё больше напряжения.
А для развития в профессии нужна внутренняя уверенность, что со мной все хорошо и я занимаюсь правильным делом.
Поэтому работодателям просто нужно помнить об этом и быть аккуратнее в выборе формулировок.
Я очень много видела талантливых людей, у которых огромное количество навыков. И когда я говорю:
— Вы талантливый человек
Люди отвечают, что они не такие талантливые, да, они умеют многое, но они не такие крутые. Люди часто не знаю просто этого про себя.
«Для меня недавно было большим открытием:
— Как много переживаний и чувств у человека возникает на работе. Они постоянно ориентируются на «довольство» своего руководителя.
Человек, получается, находится в зависимой ситуации.
Если он плохо работает, то его уволят. Если он что-то не знает, не делает, то его уволят. И это риск не только подорвать финансовую (даже и семейную) стабильность, но и удар по профессиональной репутации и самооценке.
МНЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ КОМПАНИИ