Экспаты. И как с ними работается
Экспаты. И как с ними работается
Экспаты в России - уже давно не в новинку. Многие компании привлекают к работе специалистов из-за рубежа. Тем не менее эта практика не носит повального характера.

Можно отследить определенные закономерности в найме экспатов.

-1-

Чаще всего это ТОПы.

Например, иностранные компании, которые открывают в России филиалы, изначально засылают экспатов. Т.е. это открывающая команда либо "наблюдательный" орган, который присматривает за новым филиалом.

Так, например, в китайских и японских компаниях все топовые позиции занимают экспаты и они меняются - есть определенный срок, на который их присылают. Тут играет роль своя специфика менеджмента, свое видение филиальных отношений.
Опыт HR:

"Когда я работала в кадровом агентстве, у нас был клиент - иностранный производственный концерн. Так ключевые роли занимали иностранцы - и ГД, и директор по производству.

Они запускали производство, отлаживали процессы, готовили команду в России.

Когда завод заработал на нормальных мощностях, экспаты уехали, оставив готовую команду российских менеджеров.

А вот, фин.директор и главный бухгалтер однозначно нанимались в России. Но здесь все понятно - деятельность нужно было легализовать по российским законам и с пониманием местных практик".

-2-

Вторая история - экспата приглашают, если нужен супер-эксклюзивный, супер-экспертный опыт, который точно не найдешь здесь в России (ну или менеджмент считает, что не найдет).
Опыт HR:

"На нашем предприятии работал экспат-поляк, который не являлся ТОПом. По сути он был project-менеджером и отлаживал для Директора по логистике определенные процессы по складским операциям.

Из-за узости его задачи (ну, может, нам она казалась узкой) было сложно понять, какой эффект приносит его работа, а вот директор был очень доволен)))"

Если говорить о доступности коммуникаций с экспатами, то тут все решается достаточно просто.

Если компания международная, то, как правило, сотрудники знают английский язык и свободно общаются с экспатами. По крайней мере, в ближайшем профессиональном окружении.

Если речь о компаниях, где не все разговаривают на английском, то у экспата есть бизнес-ассистент, с обязательным знанием языка, который везде его сопровождает.

В отдельных ситуациях, когда разово нужно обеспечить взаимодействие экспата с не говорящими на английском сотрудниками, приглашается переводчик или организуется синхронный перевод.

Как нанимающие менеджеры экспаты ориентированы на людей в первую очередь, поэтому в фокусе личные компетенции. Они отлично умеют подбирать и оценивать и формируют очень крутые команды.

Экспаты как нанимающие менеджеры менее предвзяты, они не видят опасности, что нанятый сотрудник может стать соперником. Они понимают, что чем правильнее найдут человека, тем им же будет проще и удобнее.
Опыт HR:

"У меня были ГД француз и немец. Так же я была знакома с ГД-англичанином.

Они очень разные, у них другой менталитет. Но я не могу сказать, чтобы с ними было как-то сложно работать: ничего критичного, хотя и со своими закидонами.

Немецкий и английский директора были более сухие, структурные, а французский - более эмоциональный, более шумный, но очень приятный в плане общения)))"

А так экспаты - обычные люди, совершенно земные. Им всем нравится Россия, им здесь хорошо.

Мы знаем примеры, когда менеджеры-экспаты женились на русских девушках, с которыми познакомились уже здесь, в России. Есть даже примеры, когда ради русской жены разводились с супругой на Родине)))

В России экспаты ощущают определенную крутость, эксклюзивность своего положения, но к их чести, большинство этим не злоупотребляют.