Все компании планируют: результаты и риски, бюджет… Подбор персонала также поддается планированию, поэтому бизнес рациональный и разумный этим фактом не пренебрегает.
Как именно планировать подбор персонала - зависит от стратегии компании: под определенную стратегию планируется и персонал.
Как правило принцип идентичен: в конце года, в октябре-ноябре, руководители собираются, и каждый представляет свою стратегию на следующий год. В эту стратегию, помимо прочих важных вещей, закладываются и те вакансии, количество людей и нужные компетенции, которые позволят общую стратегию компании реализовать вообще и конкретного подразделения в частности.
Дальше HRD защищает ФОТ (фонд оплаты труда) и формируется список тех вакансий, которые будут в новом периоде. Причем это могут быть как замены, так и совершенно новые ставки.
При этом проводятся еще и персональные встречи с руководителями и уточняется, когда какая вакансия должна быть закрыта: сотрудник нужен в начале года или летом, например? А какой сотрудник?
Это делается по нескольким причинам:
– во-первых, в приоритете потребности бизнеса - если увеличение производственного плана продаж сезонно наблюдается в октябре, то искать нанимать новых рабочих нет смысла зимой
– есть определенные возможности самих рекрутеров. 1 рекрутер не может вести одномоментно без потери качества 50 сложных вакансий, особенно если предполагается хантить человека. На эксклюзивные вакансии нужно время.
Если процесс планирования был завершен успешно, уже в декабре HR-отдел знает, кого, когда и сколько предстоит подобрать в следующем году. По этому плану отдел рекрутмента и строит свою работу. При этом никто не отменяет текущие замены, увольнения - их тоже нужно срочно смотреть, подбирать.
И абсолютно точно могут возникать неожиданные вакансии в течение года. Как "вписывать" в согласованный план подбора эти позиции, зависит от компании, ее подвижности.
В больших корпорациях или иностранных компаниях согласовать вакансию сверх плана значительно сложнее, потому что весь ФОТ и бюджет формируется заранее и согласовывается со штаб-квартирой. Что-то вклинить возможно лишь пройдя многоэтапные согласования.
У них проще с заменой, а новые эксклюзивные вакансии согласуются реже, только если рынок диктует какие-то тренды.
В коммерческом небольшом бизнесе согласовать новые штатные единицы в разы проще. На руку играет то, что собственник рядом, в бизнесе, лучше него никто не понимает, что если успех проекта зависит от одного человека, то и плевать, что его не заложили. Самое главное, чтобы были эти руки, эта экспертиза и чтобы проект принес деньги.
Пишется экономическое обоснование и защищается у собственника. Если собственник инициативу согласовал, тогда HRD смотрит, где взять резервы на вакансию и запускает ее в работу.