Любые изменения - это тяжелый момент для людей, так уж мы устроены, что не любим выходить из своей зоны комфорта, уютного мирка.
А уж если происходит изменение в организации - это целая войсковая операция )))
Пожалуй, единственное изменение, которое всегда идет на УРА - это изменения, связанные с повышение зарплаты и пересмотром мотивационных пакетов. Причем не важно, сколько денег прибавили )))
На остальные организационные изменения реакция, как правило, одна: "Нет, не хотим. Мы так делать не будем!"
Это как в спорте: когда ты привык делать один комплекс упражнений - сначала мышцы болели, ходил как раскоряка, потом привык - чувствуешь себя классно, делаешь быстро, не надо никаких усилий. А когда тренер меняет комплекс упражнений, ты "ААА!", начинаешь гундеть, скрипеть, у тебя все болит.
Примерно такие же ощущения испытывает работник, когда противное руководство вторгается в привычную и уже удобную ему рутину )))
Вот только изменения - это закономерный процесс.
Мы не можем одно и то же делать 100 лет, меняется ситуация, меняются условия и обстоятельства, поэтому изменения неизбежны - без них бизнес не растет, не развивается, а значит рано или поздно безнадежно отстанет от конкурентов, а сотрудники пойдут искать новую работу.
Во внедрении любых изменений наверное самым главным является то, что их нужно сотрудникам продать!
Именно продать, причем с точки зрения выгод для персонала: станет проще, больше денег заработаем, меньше времени на рутину…
Важно найти максимальное количество выгод, рассказать, зачем изменение делается. При этом нельзя умалчивать и про то, где будут неудобства, затыки - максимально их предусмотреть и проговорить сотрудникам..
Мы попросили наших коллег HRов рассказать примеры, какие непростые изменения внедрялись в их компаниях и как с этими задачами справился бизнес:
-1- Я работала на производстве, причем это было пищевое производство с очень жесткими правилами по гигиене и микробиологии.
Наше руководство решило бороться с курильщиками. Дело в том, что каждый перекур выливался в серьезную такую отлучку от рабочего места по времени - чтобы выйти, нужно переодеться (помним, что это пищевое производство, в рабочей одежде за производство выходить было запрещено), минут 10 идти до места для курения, покурить, вернуться, пройти санобработку и снова переодеться - выливалось в минут 40!
Что сделали:
- максимально далеко убрали место курения от производства (идти стало еще дольше), такие отлучки уже могли себе позволить только отъявленные нахалы и зависимые )))
- для поддержки в столовых поставили вазы с яблоками - здоровая замена курению - можно было грызть сколько хочешь.
Конечно, сначала сотрудникам, особенно курильщикам со стажем, было очень тяжело. Потом привыкли, стали яблочки кушать))) Некоторые даже благодарили - получилось бросить курить!
-2- На наше предприятие сырье привозили в больших пластиковых бочках, которые потом компания как тару за деньги продавала другой фирме.
А вот сотрудники откровенно эти бочки тырили (а что, вещь полезная в хозяйстве!)
Чтобы пресечь такое присвоение, разработали целую программу - выдавали эти бочки сотрудникам бесплатно, но не более 2 штук в руки.
Как говорится, и волки сыты (и не уволены за кражу), и овцы целы )))
-3- Я работала на кондитерской фабрике.
Долгое время у нас позволялось брать конфеты с линии и есть, не отходя от конвейера.
И наконец, руководство решило, что это неправильно:
- сотрудники злоупотребляют поеданием конфет)))
- не гигиенично (есть в пищевом цеху - моветон)
- травмоопасно (лента движется, мало ли, куда руку затянет!)
Стали бороться:
- под страхом увольнения запретили есть конфеты с линии
- поставили конфеты в столовой и зону отдыха - можно было кушать без ограничений
Возмущений было о-очень много - это же такой соблазн - схомячить конфетку вот прям сразу!
Тем не менее, изменение отстояли. Сработала сила привычки - в начале было тяжело, а потом люди втянулись и смирились с новыми правилами. Тем более запрет был не радикальным - сама возможность полакомиться осталась, изменился процесс.
Процесс работает до сих пор!
На то, чтобы примириться с изменениями, принять их, всегда нужно время, нужно время, чтобы выработались новые привычки, алгоритмы действий.